СУ-1-12 — советская самоходная артиллерийская установка на шасси грузового автомобиля ГАЗ-ААА. Вооружались короткоствольной 76,2-мм пушкой образца 1927 года, установленной на тумбовой установке на месте грузового отсека. САУ разработана в 1933 году, серийно производилась в 1933-1935 годах.
САУ СУ-12 производилась серийно с 1933 года. В качестве базы для САУ изначально использовались шасси американских грузовых автомобилей «Морланд», затем перешли на шасси грузовика ГАЗ-ААА. На данных шасси было изготовлено 48 и 51 САУ соответственно (всего — 99 машин). Для удобства различия САУ на различных шасси, машины, построенные на базе грузовиков ГАЗ-ААА, получили наименование СУ-1-12.Серийное производство САУ было прекращено в середине 1935 года.
При постройке САУ, в конструкцию шасси вносился ряд изменений и доработок, связанных, главным образом, с установкой вооружения. На месте грузового отсека устанавливалась специальная металлическая платформа без ограждений, на которой монтировалась тумбовая установка с орудием. Помимо функции «фундамента» для тумбовой установки, платформа также упрочняла и удлиняла раму автомобиля.
Также машина дополнялась следующими элементами:
буксирным приспособлением;
рамой запасного колеса;
передним настилом;
2-мм вертикальным стальным отражателем, предохранявшим кабину от попадания пороховых газов и имевшим прямоугольное окно для общения водителя с расчетом орудия. В случае надобности окно закрывалось изнутри кабины стальной заслонкой;
двумя зарядными ящиками на 18 выстрелов каждый, крепившимися к задней стенке отражателя;
укладкой ЗИП.
Бронирование СУ-12 было весьма скромным и защищало только орудийную часть САУ. На первых машинах на базе грузовика «Морланд» оно отсутствовало вовсе.
Впоследствии на вращающуюся часть тумбы орудия стал устанавливался П-образный вертикальный броневой щит коробчатой формы из четырех бронелистов (спереди, по бокам и сверху) толщиной 4 мм, соединенных сваркой. Щит частично защищал расчет орудия и орудийные механизмы от винтовочных пуль и мелких осколков. Все бронелисты устанавливались вертикально.
Однако в скором времени щитовое прикрытие было модернизировано. Конструктивно оно также представляло собой состоящую из четырёх частей коробку, однако более сложной (в сравнении с предшествующей) формы. Передний броневой лист устанавливался под углом 25° к вертикали и имел амбразуру для прохода качающейся части орудия. Слева от нее имелись два окна, закрывающихся задвижками с ограничителями: верхнее — под отражатель артиллерийской панорамы, нижнее — для визирной трубки оптического прицела. При помощи уголков и раскосов щит крепился к вращающейся части тумбы. На качающуюся часть артсистемы устанавливался дополнительный 4-мм щиток-маска для прикрытия амбразуры, не ограничивающий откат пушки и углы вертикального наведения. Наклон щитка к оси канала ствола составлял 80°, нижняя часть щитка была загнута вперед на 10° по сравнению с основной плоскостью щитка.Впоследствии конфигурация щита была несколько улучшена — был введён нижний спрямленный бронелист в лобовой части щита и увеличенными бортовые бронелисты для лучшего прикрытия расчёта орудия.
Данная самоходная установка применялась в боях у озера Хасан и на реке Халхин-Гол, а также в Зимней войне.
http://s2.uploads.ru/t/Wq8U2.jpg   http://s3.uploads.ru/t/dJy5S.jpg
http://s2.uploads.ru/t/gdp3K.jpg     http://s2.uploads.ru/t/0fuzw.jpg
http://s3.uploads.ru/t/FtjPC.jpg