PZLInż.202 \ PZLInż.222.Средний тягач-транспортер.
Многие считают, что работы польских конструкторов по теме полугусеничных машин ограничились ходовой частью типа Kegresse. Чтож, для своего времени это действительно была передовая разработка, однако в начале 1930-х гг. даже поляки пришли к выводу, что развитие этой конструкции зашло в тупик. Надо было искать новые решения и в 1937 году силами PZLInż (Panstwowych Zakladow Inzinierii) был доведен до реализации проект полугусеничного тягача PZLInż.202.
Колесная часть машины ничем особым не отличалась – это был автомобильный мост с односкатными колёсами и подвеской на листовых рессорах. Зато что при проектировании гусеничного шасси был сделан шаг вперед. Четыре опорных катка на каждый борт получили съёмные резиновые бандажи и индивидуальную торсионную подвеску. Задний каток одновременно выполнял функции направляющего колеса. Ведущие колеса находились спереди, а верхнюю ветвь резинометаллической гусеницы поддерживали по два ролика с каждого борта.
Ещё одной интересной особенностью стало использование дизельного 4-цилиндрового двигателя PZLInż.135 мощностью 65 л.с. при 1800 об\мин., который представлял собой лицензионную копию австрийского Saurer CR1D. В транспортном отсеке, прикрытом с бортов и кормы металлическими бортами, можно было перевозить до 1 тонны полезного груза или 3 человека орудийного расчета. В его кормовой части находилось закрытое отделение для амуниции. Тяговое усилие на крюке составляло 5000 кг. Таким образом получался неплохой аналог немецкого тягача Sd.Kfz.6, однако судьба польской машины оказалась неудачной.
Единственный прототип полугусеничного тягача PZLInż.202 был построен на FSOP (Fabryce Samochodow Osobowych I Polciezarowych) и после непродолжительных заводских тестов передан в состав 10-й кавалерийской механизированной дивизии. В ходе войсковых испытаний, которые проводились в течении 1937-38 гг., машина показала себя с хорошей стороны. Тягач мог свободно буксировать не только артиллерийские орудия, но и легкие танки, не говоря уже о танкетках TK-3 и TKS, которые тогда составляла основу танкового парка Польши. Всего тягач прошел около 1800 км без существенных замечаний и был рекомендован к серийному производству. Вот тут передовая конструкция PZInz.202 сыграла с ним злую шутку, поскольку большинство нововведений оказались не под силу польской промышленности. Даже приблизительная дата начала его выпуска могла быть не раньше 1940 года, а война была уже на пороге.
В том же 1938 году специалистами PZInz был предложен другой вариант тягача, названного PZLInż.222. Эта машина отличалась от модели PZInz.202 меньшими размерами и бензиновым 4-цилиндровым двигателем Polski Fiat 618 (PZLInż.357) мощностью всего 45 л.с. Трансмиссия включала механическую коробку переключения передач с четырьмя скоростями движения вперед и одной назад. В электросистеме, для фар и сигнализации, применялся 12-вольтный ток, который подавался от аккумулятора ёмкостью 70 А\ч.
Ходовая часть была переработана путем удаления одного опорного катка и поддерживающих роликов. Ведущее колесо получило новую выштамповку и сохранило цевочное зацепление. Гусеничная цепь теперь состояла из металлических траков с шагом 90 мм и шириной 300 мм.
На тягаче располагался топливный бак объёмом 70 л. Расход топлива при движении по шоссе составлял 24 литра на 100 км при максимальной скорости 42 км\ч. На дорогах проселочного типа скорость падала до 22 км\ч, а расход топлива увеличивался до 34 литров. Тягач получился почти вдвое легче (2850 кг), однако и его возможности сильно уменьшились. Например, тяговое усилие сократилось до 1150 кг. На испытаниях, проведенных в 1938 году, PZLInż.222 мог буксировать прицел массой до 1000 кг и одновременно перевозить груз массой 800 кг в транспортном отсеке.
Несмотря на достигнутые показатели PZLInż.222 тоже был отвергнут военным ведомством Польши. Сказать что-либо о дальнейшей судьбе полугусеничных тягачей разработки PZInz трудно. Никаких данных о них после 1938 года не сохранилось. Не исключено, что опытные образцы использовались в ходе немецкого вторжения в Польшу в сентябре 1939 года.
Техника Польши.
Страница: 1
Сообщений 1 страница 4 из 4
Поделиться12013-01-16 18:57:01
Страница: 1