майор Мартель (полное имя – Sir Gifford Le. Q. Martel) в 1925 году на собственные средства построил первый в мире сверхлегкий танк, позже названный танкеткой. Эта машина представляла собой довольно странный агрегат, в котором наряду с гусеничным шасси использовались и обычные колеса.
Ходовая часть танкетки Мартеля была предельно проста. Применительно на один борт она включала два больших направляющих колеса опущенных на грунт и два опорных катка сблокированных в одну тележку. Подвеска также была автомобильного типа, с пластинатыми рессорами. Гусеницы для танка изготовила фирма Roadless Traction Company. Для поворота машины использовались только колёса заднего моста.
Экипаж состоял из одного человека.
Демонстрация боевой машины состоялась в конце 1925 года.Ппо ровной дороге танкетка смогла развить максимальную скорость до 32 км\ч, а на местности она могла передвигаться со скоростью порядка 9-10 км\ч. Армия заказала постройку ещё 4 машин, которые строились на фирме Morris Commercial Motors и были поставлены в 1926 г.
В качестве вооружения предполагалось использовать один пулемет Vickers калибра 7,71-мм, который мог устанавливаться слева в лобовом листе надстройки. По бронированию вопросов также не возникло - 10 мм корпуса посчитали вполне надежной защитой для легкой разведывательной машины.
Также в 1927 году, в сотрудничестве с фирмой Crossley, был построен ещё один прототип, больше напоминавший бронеавтомобили Кегресса. Значительные изменения претерпела ходовая часть. В неё использовалось четыре опорных катка сблокированных в две тележки и два направляющих колеса уменьшенного диаметра, которые были подняты над землёй. Подвеска осталась прежней (на пластинчатых рессорах), а вот гусеницу заменили на резино-металлическую. Машина оснащалась карбюраторным двигателем Crossley мощностью 14 л.с. Танкетка Crossley-Martel отличалась меньшей массой (1900 кг) и развивала скорость порядка 30 км\ч по шоссе.
Дополнительный заказ на 8 танкеток, которые принято обозначать как Morris-Martel Two-Man Improved Tankette был выполнен в 1927 году. Поставку машин осуществляла фирма Morris, которая модифицировала конструкцию путем расширения боевого отделения и удлинения кормовой площадки к которой крепился задний мост. В таком виде танкетки были переданы для эксплуатации .
Вместе с восемью танкетками Carden-Lloyd колесно-гусеничные машины Мартеля активно использовались для проведения различных опытов по практике их применения в качестве разведывательных танков. В целом, данная идея доказала жизнеспособность, хотя после британское верховное командование потеряло интерес к подобным разведывательным машинам. В любом случае, дальнейшего развития тема колесно-гусеничных танкеток в Великобритании не получила. Неудачными оказались попытки предложить Morris-Martel Tankette иностранным партнерам - ни одного заказа на танкетки фирма не получила.
Дальнейшая судьба Morris-Martel Tankette и их прототипов достаточно туманно. Известно, что к началу 1930-х гг. они уже не использовались и, по всей вероятности, были отправлены на слом.
http://s3.uploads.ru/t/EWz7e.jpg http://s2.uploads.ru/t/WIwD4.jpg
http://s2.uploads.ru/t/78SAN.jpg  http://s2.uploads.ru/t/Nps1G.jpg
http://s2.uploads.ru/t/OPxLn.jpg  http://s3.uploads.ru/t/jmuVa.jpg
http://s3.uploads.ru/t/yzlgp.jpg